На главную                                                   

                                                                        ДАМА В СТИЛЕ МОДЕРН.

 

       Она привыкла отслеживать свои циклы: спад – подъем, подъем – спад. Подъем настроения сопровождался подъемом всех внутренних сил, даже мышцы упружат, лицо просветляется, в глазах блеск. При спаде другое, лучше не перечислять, не закреплять в сознании его приметы. Цикл в сорок дней, высчитано многократно, проверено.
Если предстоит какое-то событие, можно заранее знать в каком настроении оно пройдет. Но даже независимо от спада или подъема, она замечала в себе явление каких то окон. Уходишь в них независимо ни от чего, и прибываешь почти бессознательно, но выходишь несказанно обогащенным. И виденье, виденье предметов становится совсем иным, они начинают говорить о своей хозяйке то, что она и сама о себе не знает.
Лидия шла на симфонический концерт и была в ней какая- то внутренняя спешка. Чувство ожидания новизны, не смотря на то, что концерт был рядовой по абонементу, который она покупала каждый сезон, «Ансамбли филармонии»
Еще целый час, погулять бы перед ступенями, пройтись по скверику, полюбоваться на только что высаженные цветы. Нет, хотелось скорее войти, раздеться, прогуляться по кулуарам филармонии почти в одиночестве.
Ах, да здесь же есть постоянно действующий вернисаж с продажей картин наших новосибирских художников. Какие новые фамилии появились на небосклоне изобразительного искусства ?
Маленький зал был, конечно, пуст и она этому порадовалась. На стенах в рамах панно выполненные из разноцветной керамики. Много. А на одной стене висела только одна картина, написанная традиционно маслом.
-Как ?- Легко выдохнула Лидия. Ведь это та, та Дама. Ах, нет я же ее не видела , я читала о ней в журнале. То ли миниатюру, толи новеллу. Без сомнения это она. Я узнала ее сразу: Дама в стиле модерн. Да, новелла в печатном журнале. Маленькая, но емкая. Видно, писатель тоже видел эту картину и она тронула его, сразила своим великолепием, загадочностью, многозначительностью, и своими скрытыми возможностями. Верно художник мистик. Его дар божий нашел отклик по созвучию в душе писателя, а теперь кажется его уловила и я. Дама в стиле модерн. Прочитать бы снова эти строки о ней.
« Днем она запахнута в тяжелый бархат. Модерн картины на стене. Красота, вмещающая многообразие, обнимающая собой все спрятанное от глаз многочисленных зрителей. Сдержанность чувств. Сдавлены тяжелым бархатом легкие одежды, неподвижны . Не выгулять чувства, отдыхают после откровения, отдыхают от своего трепета.
Моя предсказательница, ведунья. Я ведомая, ты ведешь. Дама в стиле модерн, картина на стене. Днем она неподвижна, запахнута в черную непроницаемость. Не замечает в своей замкнутости ни гостей, ни хозяев.
Я вижу чужие лики, не знакомые, в складках одежды, в сбившемся покрывале, в прическе впереди сидящей женщины. То они молчат и неподвижно смотрят, то непрерывно меняют свое выражение лица, самовыражаются. Немое и сказанное. Кто они ? Невидимое застывшее окружение или запредельное, живое?
Прстофиля, моя простота, пристальный мой испытатель. Смотрят, взирают и молчат. Быстро – быстро двигает он губами. Говорит сам с собою или со мной? Впереди сидящая прямолинейность обличает мою простоватость. Выговорилась, высказалась. Простофиля перескакивает и проявляется в трещинах на стене. Черты лица застыли. Замолчал в бездействии. Ждет следующей оплеухи.
Дама модерн не в множестве ликов, она всегда одна, днем неподвижна и говорит только глазами. Вечером, наедине или рано утром, бархат распахивается, парча перестает топорщиться. Легкие одежды развиваются и кружась застывают в желании высказать грядущее. Недавно она была моим предупреждением. Крупные слезы катились не переставая. Переживание, ожидание, настороженность, как готовность к участию. Уловлено невидимое, нависшее, назревшее. В тревоге твоих одежд, твоих губ, твоих глаз. Выразилось, проявилось,остыло и вновь замерла.
Ты всего лишь картина от модного художника. С утра до вечера демонстрируешь чужое творенье красками. Легкие одежды художник спрятал, не нарисовал, не увидел. Не почувствовал или намеренно спрятал? Одеяния из эмоций и мыслей. Изгиб , движенье, скульптурное замри. На одном из множества эмоций: то радость, то трагичность. Кто выбирает, ты или я, кто утверждает ?
Кружит всеми своими юбками, делает ветер, ветер собирает по миру множество переживаний. Только не замри на печали, не остановись в угрюмости, не принеси расставание. Блузы распахнутая грудь. Не тело, не ткани, мельканье чувств. Сменяющаяся многоликость. Не торопись на лету, на бегу, в кружении, хочу ощутить сполна все посылаемое, сущее.
На чем остановится, на чем замрет? Впечатанное запечатлится как рок. За кем выбор ? Я соучастник или зритель ? Невидимое теченье, непредсказуемость движенья. Потоки чувств. Вихри земные не задуть, не заблудить. Раздуть, разнести, разыграть огонь играющий. Пламенем обжечься. Из протяженности несется весть в движении земных одежд. Вихри шелка в вихре чувств. Безумство обнажения. Принесенное и увиденное. Из бесконечного и переменного приходит то, что приспело. Остановись мгновенье сегодняшнего дня. То, что приспело в самом себе. Не допустить вихрям земным, задуть пламя духа. Отпечаток тонкого восприятия. Замираю.
Неслышимая зримость моих утвердившихся желаний. Неуклонно и безжалостно ты вновь застываешь в предначертанном. Твое чело светится различными тонами. Слабеет свечение, ты облачаешься в одежды избранные художником те же, неизменные. Ты вновь земная ясность сознания, особенность тонкого существа в тонком теле. Желаемое и неизбежность. Запредметное виденье. Ритм твоего явления в гармонии с моим. Дама в стиле модерн. Приближение, удаление вне законов перспектив. Принимаю свое неизбежное от тебя ....»
Такие прекрасные строки, хочется повторять возле их носительницы.
Сколько стоит эта картина? Надо спросить. Из маленькой двери вышла хранительница, она же экскурсовод, и начала рассказывать о стоящих на полу больших сосудах разнообразной формы с раписанными боками: посмотрите пейзажи на них настоящие произведения искусства. На амфорах копии картин прославленных художников. Можно заказать копию с картины вашего любимого художника на любом из сосудов.
Лидия не реагировала, хотя и слышала все, что рассказывала экскурсовод. Она не могла отвести глаз от элегантной Дамы. Ее глаза завораживали и уводили от действительности. Лидия чувствовала, что под этим взглядом она входит в то знакомое состояние, которое вначале несколько пугало её. Последнее время оно становилось все продолжительней, становилось ей привычным и приятным, даже необходимым.
Когда растворяются предметы, когда теряют смысл звуки и слова, когда нет разнообразия цвета, есть только Свет. Свет в котором зарождаются мыслечувства, и начинают свое проявление, оформляясь в знакомые образы, понятные фразы.
Лидия еще не понимала, что встреча с Дамой станет для нее началом нового этапа в ее жизни.
- Сколько стоит эта картина ? - Нетерпеливо прервала она экскурсовода. Цена оказалась баснословной,но не поставила непреодолимую грань между Лидией и Дамой.
Хотелось уйти и не было сил. Она никогда не будет висеть на стене напротив моего кресла, мы никогда не будем с ней вместе. И все же вместе нам быть.
Музыка концерта наполнила зал, наполнила уши и души. Соло кларнета подтверждало и укрепляло образ Дамы. Рисовался и обводился волной за волной ее силуэт саксофоном, чертой за чертой фаготом, скрипка завершала самые изящные ее черты и формы. Просто невероятно , они все рисуют только её. Изумрудом вспыхивала диадема на роскошной шляпе.
Глаза не смог прорисовать ни один инструмент, глаза прорисовывались воображением. Душа Дамы была непроницаема для звуков и оставалась в неподвижности. И все же даже на расстоянии она со мной, мой путеводитель в недосягаемое для меня прежде. Какой необозримый диапазон цвета и звука вместила она в себя. Она расширила мои горизонты сознания. Мое сознание расширилось. Я осознаю и познаю большее.Вхожу в иные сферы, им сопереживаю.
Мы никогда не будем с ней вместе, эта картина никогда не будет со мной. Да что я придумываю, она уже со мной, я ощущаю ее присутствие в себе одетое цветом, звуком, словом. Я ощущаю нашу внутреннюю связь с ней. Я ее вижу, слышу, я ей внимаю, помню её. Разве она уже не со мной?
Кажется я шла к встрече с нею всю свою жизнь. Зрело долго и раскрылось вмиг виденье, которое обнаружили в себе и художник, и писатель. Все сошлись на одной Даме. Открытие самого себя. И это, действительно, стало открытием.
Лидия обнаружила, что она стала видеть нечто большее поверх вещей. Её внутренние окна распахнулись.
Был звонок от подруги, приглашала зайти вспомнить детство, родных, знакомых.
Люся толь ко что возвратилась из-за границы, где работала по контракту. Офтальмолог высшей квалификации, кандидат медицинских наук. Быть может, впервые решила заняться своим бытом. И Лидия заметила сразу, что в перепланировке квартиры воплотилась она сама, суть ее подружки детства.
Входишь в квартиру, и сразу попадаешь в просторную гостиную. Как приглашение широким жестом. Огромный диван полукругом для большой компании друзей и сотрудников. Чувствуйте себя как дома. Возле дивана слева и справа высокие цветы в напольных вазах. Во всем светилось гостеприимство, открытость, доброжелательность. А что она определила для себя в своей квартире ? Выделила крошечную комнату с узенькой односпальной кроватью для нее одной. Рядом с кроватью стоял огромный одинокий колючий кактус с просто угрожающим видом. Как строгий страж, недопускающий никого до покоев хозяйки.
-Что тебе в этом цветке ?
-Он мне дорог, он со мною с юности. Я его сама вырастила, непокупной, как те другие.
Лидия настаивала: " Не выбрасывать я его тебе предлагаю, а поставить в гостиную. Среди буйного цветения его колючесть не будет столь опасной. Он оберегает тебя от личной жизни"
Люся согласилась, купила широкую кровать, рядом поставила маленький горшочек с постоянно цветущим растением. Не особо онастремилась найти себе друга жизни, однако он нашелся.
Женское одиночество. На свое одиночество Лидия смотрела иначе. Предназначение жить не для себя. Предопределено, и бесполезно сопротивляться. Мои широкие окна распахнулись в тишине одиночества и потому оно должно быть сохранено.
Дама в стиле модерн. Лидия теперь с ней не расставалась.
-Моя предсказательница.
Лидия видела ее на стене напротив своего кресла каждый раз, когда чувствовала в ней необходимость. Она была и ее подпиткой. Каждый раз , когда кто то из друзей и знакомых попадал в сложную ситуацию на стене появлялась Дама. В ее диадеме на шляпе вспыхивал изумруд, и лицо оживлялось. Недолгое кружение одежд, скульптурное замри, и лицо обретало схожесть с кем то даже из забытых знакомых, у которых случалось неустройство, неразрешимость проблем, а то и тупик.
Звонок, посещение, невидимые эманации из раскрывшихся окон…. Разрешилось.
Мои раскрывшиеся окна.Дама в стиле модерн.

 

                      

Татьяна Данилова. г. Новосибирск
 ta.st@ngs.ru
 

Hosted by uCoz