На главную

ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ РОДА ДАНИЛОВЫХ

Мой дед Данилов Иннокентий Георгиевич и моя бабушка Дементьева Анисья Ивановна родились на маленькой станции Тяжин, что на середине пути между Новосибирском и Кемерово по железной дороге. Оба они были из крестьянских зажиточных семей где содержали много домашнего скота и птицы.Пахали землю и жили за счет своего хозяйства и своего труда. Жили большими семьями. И хозяйства были большими и богатыми. На станции действовала церковно-приходская школа с четырехлетним образованием. Дед очень успешно в ней учился. Бабушку в школу не отдавали и она долго оставалась неграмотной. Бабушку ее мать родила вне брака, как раньше говорили в " девках нагуляла".На станции остановился табор цыганский .На праздники в деревню приходила цыганская молодежь. Влюбилась в красивого молодого цыгана моя пра-бабка и понесла от него ребеночка. Цыган приходил свататься, но кто бы отдал свою дочь хотя бы и брюхатую за цыганское отродье в табор.Обещался он оставить кочевую жизнь , но кто ему поверит. Отказали ему и ушел с табором ходить по миру. Родилась прихорошенькая девчонка черненькая и волосы из кольца в кольцо, кудрявая прекудрявая. На станции жила бездетная супружеская пара из евреев, сколько не уговаривали они отдать им девочку на воспитание не захотела прабабка раставаться со своим цыганенком -суразенком. Бабушка всегда с сожалением вспоминала этих одиноких стариков евреев. Были они очень образованы ,работали на самой станции и своей приемной дочери они могли дать хорошее образование. В стремлении деда к учебе влияние оказывал политический ссыльный царских времен, который квартировал у дедовых родителей.У него было много книг и дед их читал и перечитывал. Была у деда другая любовь но с ней не получилось, получил от ворот поворот с горя хотел застрелиться ,но рана к счастью оказалась не смертельной , Вылечили его и тут же решили женить, чтобы не дурил больше.И спрашивать согласия не тали его. Нюська девка здоровая, красивая чем не невеста.Выросла она в семье отчима. прабабку с суразенком взял себе в жены вдовец с тремя детьми. Своих то дочерей он отправил в школу и дальше в городе учил, приемная дочь была в доме больше работница. Учиться ей некогда. Кому учеба.а кому то и по дому надо все делать. Знала Анисья всю дедову историю любви,но и ее особенно никто не спрашивал согласия . Кешка мужик не очень работящий , но грамотный пой дет по служебной линии . Голодными не останетесь. Грамотность очень спасала деда уже во время солдатской службы . Он больше в писарях сидел чем воинск ие обязанности выполнял. Ты Иннокентий пиши, пиши мы за тебя все дела сделаем. Начало сь все с писем домой такие письма сочинял, что и хохотали до упаду и слеза жалости прошибала. Все солдаты сделают за Данилова только пиши, только сочиняй про их солдатскую жизнь. Дошли до начальства дедовы сочинения и они стали ими зачитываться.Перевели его служить настоящим писарем в штаб. Покорил он своими рассказами и высшее начальство, полюбили его офицеры и добились досрочного освобождения от службы. Повезло деду несказанно. Раньше служба солдатская затягивалась не на годы ,а на десятилетия. Дед любил рассказывать о своей службе. У него была вязанная кофта так вот каждый день приходилось делать ей профилактику. Снимает возле костра и держит над огнем, через несколько минут кофта начинала трещать и становилась красноватой от капелек крови. В каждой ячейке вязальной сидела вошь от огня они лопались поэтому кофта становилась красной. После службы не дали ему погулять свободной жизнью и тут же женили. Бабке дед нравился, а он был к ней равнодушен поначалу, рабочая лошадь да и только, не образованная уж больно. Отчим справил и приемной дочери такое же приданое как и своим дочерям. Сундук добра. Все девки с раннего детства начинали вязать и шить себе для будущей семей ной жизни все необходимое.Дело родителей было обеспечить их мануфактурой то есть тканями нитками для вязания. Вот и у бабки Анисьи все было приготовлено к 19 годам. Вязанные крючком скатерти,вышитые полотенца и обвязанные по краю длинным узором.Кружева вязанные для отделки одежды., сшитые наволочки, простыни. Бабка Анисья всегда говорила что она детей своих вырастила на своем приданом. Чем мы не можем похвастаться. Я выходила замуж будучи инженером с трехлетним стажем, а все мо е приданое вмещалось в два чемоданчика маленьких с которыми я ездила в детстве в пионерский лагерь. У деда Иннокентия и бабки Анисьи родилось четверо детей , но последняя дочка умерла в раннем детстве от эпидемии тифа. Троих сыновей они вырастили благополучно. Старший Алексей, средний Владимир и младший Петр. Бабка была гордая женщина ине захотела оставаться неучем, ходила в воскресную школу для взрослых. Читать научилась очень хорошо, а вот с письмом….. некогда было тренироваться . Писать она почти со всем так и не могла. В то время как книги всю жизнь читала запоем. Дед для крестьянской работе был не приспособлен ине собирался ей заниматься. Тяжин был поселком немаленьким. Крестьяне сообща продавали свою продукцию. кооперировались .Деда взяли работать в потребительскую кооперацию . Как только ложился плотный снег и становился возможен санный путь , жители Тяжина снаряжали до 40 подвод , саней груженых своим урожаем: зерном, мясом, птицей, медом,…. И отправлялись на ярмарку в города. Продав там свои богатства покупали мануфактуру: полотно хлопчато-бумажное и шерстяное, обувь городского пошива , так же орудия труда , изделия из металла. Жила станция спокойно и зажиточно. Кто сколько мог вспохать и засеять тот столько и брал Земли .. Анисья была очень работящей хозяйкой и заботливой матерью Наследство циганское в ней все же проявлялось…как впрочем и вее сыновьях и в ее внуках Каждому досталось свое. Одним лучшие черты этой национальности другим худшие .Каждый проциганил свою жизнь по своемуУ бабки Анисьи был талант к гаданию. Она не особенно им увлекалась но для своих близких и подруг особенно была не против раскинуть картишки.. Да и для самой себя частенько раскидывала их. Положит под себя вначале заигранные карты , посидит на них, снимет тем самым чужое влияние и рскладывает их и так , и сяк. Потом скажет сама себе ну так я идумала Лучшие циганские черты проявились в младшем сыне Петре . Он был талантлив во всем чем только занимался. Икрасив с раннего детства до старости.. Сколько женских сердец погубил. И ему приходилось страдать от чрезмерного женского внимания. Первым талантом проявившимся в нем природная музыкальность. В школьные годы он самостоятельно научился играть на гавайской гитаре. И играл на ней замечательно. Выступал с удоволдствием на всех школьных вечерах. Когда в ближайших школах узнавали , что на вечеринке будет играть Данилов Петр , школа была битком набита слушателями, Выступал он и в студенческие годы ждали его выступлений и сотрудники по работе. В среднем сыне Владимере циганские черты проявлялись совсем другие. Бабка его называла непоседа и неугомон.,на месте дыру вертит. А вот старший сын с первого взгляда выпадал из роду циганского.Он был нелюдим , больше был сосредоточен на себе и его с детства прозвали Монах за его замкнутость. Многие его черты перешли к его внуку, так же больше замкнут всебе. Больше того что интересно монашескую натуру он воплотил даже на сцене, сыграв на сцене в самодеятельном молодежном театре роль монаха и причем удачно и очень органично. Цыгане очень интересная нация .Взять хотя бы их язык . Цыганский язык наиболее близок к древнейшему языку санскриту .А на саскрите записаны наиболее сокровенные истины . Многие авторы теософских трудов указывают на то , что именно цыгане принесли древние знания в Европу из древнего Египта. Они же являлись их носителями по всему миру. Такова была их роль .А их способности как предсказателей судьбы. …. И вместе с тем страсть к порошайничеству , воровству. Один из внуков Анисьи страдал именно этим. Где бы не побывал в гостях не может уйти чего-нибудь не выпросив, а то и просто взяв при этом уже никогда не вернув. Сколько было испорченных отношений , природа цыганская так и не успокоилась. Сильна стерва. Даниловым Иннокентию и Анисье с сыновьями не пришлось прожить жизнь в родных местах. Век был неспокойный. Вначале гражданская война потом большевички начали свои реформы по живому месту безжалостно резать. Раскулачивание. Даниловы жили своим трудом и богато. По коммунистическим законам богатых быть не должно. Раззорялись хозяйства личные и кулаков ссылали еще в более глухие места . Дед Иннокентий не стал дожидаться ссылки и выехали они со своим приданым- сыновьями в город. Оставив все нажитое, взяв самое необходимое. Приехали в город Голехонькими, как говорила бабка. Из своего высокого нового дома да в городской подвальчик. Поначалу. Как они часто вспоминали : в 1914 году Дед получал зарплату рядового работника 30 рублей. До революции ….При царе батюшке. Корова живая на базаре стоила 8 руб., сотня яиц стоила 1руб., на пятачок покупали хлеба на семью. А в разгар строительства коммунизма инженер получал 120 руб. а живая корова на базаре стоила 800 рублей , десяток яиц стоил 1 руб 20 коп.и за 5 копеек можно было купить только маленькую булочку для одного рта. Построили обещанное светлое будущее. Родственники, которые не захотели добровольно отдавать свое нажитое были расселены по всей Сибири- матушке. И многие самые близкие даже больше никогда не увидели друг друга. Так было раззорено сельское хозяйство России во имя идей коммунизма .Анисья разыскала свою мать ,когда у нее уже были взрослые сыновья. Перевезла ее к себе. Старуха была очень плоха ото всего пережитого. Сосланные на пустое место они сильно голодали были разуты и раздеты. И старуха - мать часто теряла память и соображение. Только покормят ее , а она тут же стучится в комнату к дочери : люди добрые подайте кусочек хлеба, С утра маковой росинки во рту не было. Не помню когда ела." Сколько исковерканных судеб во имя идеи, утопической идеи., для нашего времени. Слишком человечество зациклено на материальных интересах, не готово оно побороть личное во имя общественного. Началось строительство нового общества- общества социального равенства, чтобы достигнув максимально возможного и закончив цикл истории тут же перекинуться опять в противоположность- строительство общества социального неравенства и пройти опять цикл истории. Так до бесконечности: подъем в гору и спуск с нее: синусойда эволюции человека и мира. Дед Иннокентий в политику не лез; для него и красные ( большевики ) ,и белые что за царя -батюшку были свои. Дед просто жил и наблюдал окружающее и еще отражал все в своей писанине , острым словцом да еще и с юмором, с иронией. Свои изложения событий он любил и сам читать в кругу друзей в кругу подрастающих сыновей, потом внуков. Читал он их, и у начальства в кабинете и все с удовольствием слушали. А еще он был прекрасный рассказчик, балагур, потому всегда в центре внимания. Новая власть тоже приветствовала потребительские общества и дед нашел свое место. Обжились Даниловы не скоро в городской среде. Нищета разруха голод. Бездомные дети. Бабушка вспоминала: обедаем большой семьей в своем подвальчике. Щи да каша -пища наша. А над окном сидит свора бродяжек пацанов. Говорим им погодите поедим и вас накормим, они сунули нам палку колбасы самой хорошей по тем временам краковской и покатываются от хохота. Больше всего Анисья боялась за своих пацанов, какой дорогой пойдут они. Она никогда не работала и все ее мысли были о детях. Прохожу в одной юбке и в одной кофте лишь бы выучить сыновей. да в люди вывести. Больше всего Анисья беспокоилась о среднем , Володьке с его цыганской непоседливостью. Ему было вольно среди оборвышей и те считали : свой паря. Сидят и ждут его. Боялась, что уйдет однажды с этой ватагой и не вернется. Где он, с кем он, что делает Ни часу без контроля со стороны матери. И не покормить бездомников плохо ,и прикормить еще тошнее. Хоть скромный был у деда Иннокентия заработок, все же жена могла не работать в первые годы советской власти. и заниматься воспитанием детей. Бабка потом снохам всегда говорила: почему они у меня были здоровыми. Потомучто я не поднимала их спозаранку из тепленьких постелек и не тащила на мороз в садик или ясли, где один чихнет и все заболеют. Их не дергала и сама не дергалась. Дед с бабкой Даниловы умели быть центром притяжения большой семьи , когда у их сыновей были уже свои семьи. Она отличалась хлебосольством. Принять всех и своих, и чужих, накормить, выслушать, посочувствовать, готовая всем и всегда помочь. Но в то же время открытость сочеталась в ней с суровостью. Детство суразенка было у не безрадостным, я это глубоко прочувствовала в своем положении - быть сиротой при живых родителях. Когда никому не нужен и только мешаешься всем под ногами. Бабка Анисья пережила это чувство ущемленности и горечь пережитого выливалась даже вымещалась на внучке. Все повторялось как будто на роду был рок. иметь изгоя и вымещаться на нем., кто во что горазд. Беззащитный не ответит. Он ответит, только дайте подрасти. Презрением к подленькой радости обидеть слабого не осознавая, что твоя подлость останется в памяти человека надолго и даже на всю жизнь и будет укором тебе же. Переживания детской боли душевной всплывают, переживания неполноценного детства. Было и хорошее и плохое, но так сказать это ничего не сказать, потомучто у каждого свое хорошее и свое плохое.Для многих оно постоянно меняется местами даже совершенно неосознанно. А для кого то и осознанно лишь бы было оправдано личной выгодой. Дед с бабкой были объединяющим центром для разросшегося рода Даниловых . Вся большая семья собиралась здесь и именно здесь чувствовали себя семьей. Я помню как выполняла роль дипломатического курьера. Дед пишет вверительные грамоты с приглашением в гости по поводу большого количества испеченых пирогов, а я разношу их. Вверительные грамоты писались для каждого семейства в разном стиле, фантазии деда были безграничны. Приходя с посланием, я сама у порога вначале с удовольствием зачитывала его , потом вручала. На пироги собиралось по 10 человек и более. Всем хватало , давали еще и на дорожку или посылали тем , кто прийти не смог. А по большим праздникам собиралось по 20 и 25 человек и все свои , родные. -" Ну-у , у стариков Даниловых опять свадьба "- говорили соседи. Но здесь одним было уже не потянуть застолье устраивалось вскладчину , или приносились готовые блюда или собирали деньги заранее. Дед работал товароведом в речном порту Новосибирска ,работал добросовесно, почетных грамот лежала целая стопка. Но и про себя не забывал. Маленькие зарплаты всегда побуждают человека хитрить и ловчить. Несунов порождает само государство как и переполненные тюрьмы. Дед не воровал, он умел схитрить на домашние пироги и опять же благодаря труду и бабка готова была поддержать. Однажды пришел пароход с севера и в дороге его крепко покачало. Пострадал от непогоды. Товары упакованные в картонные коробки промокли .ВЫСОХЛО ПОСТЕЛЬНОЕ БЕЛЬЕ ЖЕЛТЫМИ ПОЛОСАМИ пришлось уценить. Но решили его не продавать в таком виде, а привести в порядок. Бабушка целый год стирала по ночам, крадучись и сушила только в своих комнатах, чтобы соседи ничего не заподозрили и не донесли куда положено. И утюжила , утюжила..... Это сколько надо было утюгом помахать, чтобы ни единой складочки , ни единой морщинки, как новенькие стали простыни и пододеяльники. Деньги были заслуженной наградой. Вряд ли кто-то сегодня из нас заработанное таким тяжким трудом пустил на семейные пироги , но деду с бабкой было в радость видеть все их потомство вместе . " Ведь нас не станет, забудете и друг о друге."- говорили они . Так и стало, они были связующим звеном , традицией , эпохой семейственности. Теперь родственные связи чем дальше ,тем больше отмирают и остается только очень узкий круг близких. Вместе с тем формируется психология замкнутости и узости интересов. Бывали в жизни Даниловых и худшие времена. За дедовские острые побасенки донесли. В сталинские времена шли активные поиски вымышленных врагов. Умных людей власть никогда не любила и любить не будет ,они ей кость в горле .Все увидят, все заметят, обсудят и других вразумят. Пострадали лучшие сыны человечества , они и сейчас продолжают страдать. Истории свойственно повторяться, России везет на вольюнтаризм правителей. Деда спасло его умение вызывать симпатии у людей , не любил никому наступать на больную мозоль. потому не имел врагов . Спасла его дружба с директором тюрьмы . Дружили семьями. Прибежала его жена и говорит: Твоего Иннокентия забрали прямо с работы. Сидит в камере, там их полно. Давай собирай все самое необходимое . Телегу с конем ночью организуем. Подъедешь к тюрьме, его выпустят. Утром начнутся допросы , заведут дело , тогда будет уже поздно. "Только начали оперяться. Только голый зад прикрыли себе и ребятишкам и вот опять все бросить и только ноги унести."-рассказывала бабка. Тут же уехали ночью.( Из Минусинска в Томск или наоборот.) А потом и в Новосибирск. И опять спасло именно то , что посчитали жизнь дороже нажитых хоть и с большим трудом вещей. У мальчишек опять были отец и мать , все вместе. Отец и мать , которые очень дорожат друг другом, уважают друг друга и не позволяют ни себе , ни кому другому слова плохого сказать в адрес отца и матери. В них были крепки устои прошлого, то что нами утеряно. Что посеешь , то и пожнешь. В сыновьях была удивительная привязанность к родителям даже тогда, когда они уже сами были отцами семейства. Что вызывало зависть у их жен, потомучто им выпало вырасти в менее счастливых и удачливых семьях. В старости Анисья и Иннокентий не были забыты и брошены своими сыновьями. Можно сказать , что у них была счастливая старость. Раз в неделю, в две каждый из них считал своим долгом прийти к старикам , узнать как они там , может что надо. Думаю, что секрет такой привязанности в том, что ни отец, ни мать никогда не подрывали авторитет другого. И сами своим поведением только утверждали его. Считаю , что мне крупно повезло в том отношении , что воспитываясь с 5 лет у деда с бабкой , я жила в кругу не малой семьи , а в кругу большой семьи, рода , возле его корней. в самой серединке, где была большая забота о всех и вся. Это давало развитие настоящей широты взглядов. Дед и бабка Даниловы до глубокой старости продолжали думать и переживать и за сыновей ,и за снох, и за внуков , и за правнуков. К ним стекалась информация о жизни каждой семьи. Приходили все и приносили свои новости и личные и городские , Здесь обсуждались проблемы страны больше чем бытовые . Дед при своих 4 классах церковно- приходской школы был чрезвычайно начитанный человек, чего нельзя увы сказать об его детях с высшим образованием . У него была удивительная память, он мог рассказать любую из прочитанных им книг называя даже имена героев. Он выписывал много общественно -политических журналов и всегда имел свое мнение не навязанное партией народу. Споры разгорались страстные. и мне везло всегда при них присутствовать. То были не мелочные бытовые пересуды , и не пустое критиканство , а поиск решения проблем страны , города . Уровень спорящих говорит сам за себя: младший сын Петр работал на руководящей должности В геолого - разведочном тресте. Средний сын проректор инженерно- строительного института, Старший сын преподаватель. Широта интересов вот , что было у них, широта взглядов. Цель их жизни не составляло желание набить личный карман. или щегольнуть перед кем - то своим материальным благополучием. Думаю, что они бы посмеялись над примитивизмом наших сегодняшних приоритетов. Они жили большими идеями и им можно позавидовать. Широта интересов рождала широту мышления их поколение не жило узко материальными ценностями. Я благодарна судьбе , что мне выпало вырасти рядом с ними , среди них. И уже в шестнадцать ! лет я начала печататься в молодежной газете . В десятом классе изучать философию по учебникам высшей школы. Все имеет под собой основание. Деды Даниловы не мыслили своей жизни без книг , они знали только одни запои - книжные и своим богатством они щедро делились. Дай бог и нам богатства такого рода и способности им поделиться. 

Татьяна Данилова. г. Новосибирск

ta.st@ngs.ru

Hosted by uCoz