На главную

 

ПОВОДЫРЬ ДЛЯ ЮРОДИВОГО

 

                                     

Твое творчество духа не одеть словами, не выразить голосом,  не запечатлеть графикой. Нет средств для выражения его сути в земном.

     Он всегда что то рисует, он всегда что то говорит, он всегда что то поет. Нет, он не рисует, он пачкает бумагу;  нет, он не поет, он воет; нет, он не чертит, он чиркает на стенах домов. Он не владеет земными средствами выражения себя самого. Он всегда в творческом  деянии не понятном нам. Воюет и утверждает. Где пребывает его сознание ? В какой сфере творчество его духа ?

     Если тронуть его за плечо, и улыбкой вернуть в  нашу действительность,  он благоразумен и приветлив, он здесь с нами, но ненадолго. Взгляд отвел и вновь где то. Мы не знаем где он. В своем мире ему все понятней и привычней. Он в переходе, в подземном переходе между двух дорог: одна вперед, другая  назад. В шапке звон монет, а он про неё уже и забыл.

      Никто не решается держать его своим взглядом  здесь и только здесь, с нами.  Нужен очень длинный и сильный взгляд, Глаза в глаза, много времени. Поводырь ведущий силой взгляда. Все боятся, а вдруг уведет он, вдруг он сильнее. Мертвая точка на переходе в разные стороны.

      Прохожие, все прохожие, нет поводыря уверенного в себе. Очарованного подземным, очаровать земным, вернуть на землю, утвердить на земле. Не между мирами, не между планетами, не между сознательным и бессознательным, утвердить в нашей реальности. Все боятся вникнуть в стихию  его  творенья. Нет лекарства от его болезни, возможна только работа души.  Работа поводыря.

 

                                                *       *       *

     Что это за слово ?  Целый день в голове и на слуху., перед глазами.  Похоже французское. Немецкий словарь, словарь английского языка, нет, у нас никогда не было французского. Какое красивое слово. Где я его поймала ?  Дежавю. Откуда оно ко мне пришло ?  Что оно хочет мне сказать все утро.

     На троллейбусной остановке много народу все топчутся на одном месте.. А один парень поодаль бегает туда-сюда. Красивый, крупный, улыбается сам себе откровенно и безо всякого смущения перед всеми. Похоже он  разговаривает сам с собой.  О чем то приятном и возвышенном, единственное счастливое личность на остановке. Иногда его улыбка кажется странной, слишком уж сияет все его лицо при всеобщей сдержанности.

     Что то очень знакомое. Где я его видела ?  Похоже, что я его знаю или знала. И он смотрит на меня как на свою близкую знакомую, даже собирается подойти. Какое то наваждение. Не знаю я этого парня, безусловно не знаю, и не знала, но видела.. Всплывает какое то близкое к нему сочувствие. Мы с ним  в одном  влечении, под одним покровом, он держит мою руку.  Что это ?  Совсем родственное. Быть может из  моей прежней жизни. Ага, и он от моей любви навечно остался  юношей. Как воспоминание из прошлого или параллельной жизни. Дежавь. Слово наваждение. И слово, и видение.  Стоит в троллейбусе впереди, далеко и улыбается теперь только мне. Он из моей жизни, безусловно из моей совсем близкой. Но я его не знаю !  Параллельный мир чувств.

      Я улыбаюсь ему тоже, даже киваю головой, он доволен.

                               *   *   *

В костеле у нее было свое любимое место и она старалась прийти пораньше, чтобы  оно не оказалось занятым. Самое приятное сидеть в пустом костеле. На закате солнечный свет идет сверху. Короткие моменты соединения с видимым высшим еще до начала евхаристии. Кажется, что все только для тебя. Потом свет тускнеет и хочется закрыть глаза. Приходит знакомое созревшее чувство. Она уже давно не спрашивает себя зачем она сюда ходит. Хотя долгое время спрашивала, так не прочно было в ней это чувство единения с высшим.

      Входная дверь широко раскрылась и ввезли инвалидную коляску с мальчиком подростком. Парни из прихожан помогли матери посадить подростка на первую скамью.

      Священники удивляются почему прихожане, которые так самозабвенно отдающиеся вере, постоянно и часто приходящие в костел, вдруг успокаиваются и ходят уже лишь на большие праздники. Чувство единения с высшим, первые его ощущения совершенно преображают человека и хочется вновь и вновь войти, чтобы испытать. Но, когда единение становится постоянным присутсвием, и укрепилось, то и домашняя тишина  заменяет костел. Хорошо, что  есть костел, мы его не забываем, он дал нам постоянное чувство присутствия бога внутри нас. Глубокое чувство.

       Слово Дежавю. Может оно именно то и означает. Проникновение настоящим в прошлое. Многовековая культура веры в многослойное устройство мира. Вера в высших сущностей и высший разум.

      Больной мальчик возбужденно махал руками и громко  нечленораздельно говорил. Неопределенные движения.

   - Бог, мой я вспомнила этого парня с сияющим лицом ! Как я могла, как я могла его забыть. Моя вторая жизнь, параллельная в костеле. Он часть ее. 

      Костел наша параллельная жизнь.  Знакомые лица, мы редко здороваемся,  в его стенах, поглощены другими переживаниями, но когда вдруг встречаемся на улице, нет ближе и роднее человека, чем человек знакомый тебе по костелу. Улыбка, приветствие, прикосновение к сокровенному в нас.

      Как я могла не узнать этого парня. Вырос за каких то три года, нет, пять. Ах, уже пять лет я хожу в костел. Впервые я его увидела на той же  нашей троллейбусной остановке.  Он стоял в толпе поглощенный своим внутренним, делал неопределенные движения руками и говорил, говорил громко вслух сам себе , сам с собой не замечая никого вокруг.. Больной мальчик подросток.

       Потом я начала его узнавать, знала что он тоже едет в костел на службу. Он меня запомнил, обратно мы ехали в одном троллейбусе и часто разговаривали.. Его долго не было видно. Как он изменился, он вылечился, он здоров. На лице нет мучительно неприятных для окружающих гримас. Спокойное улыбчивое лицо. Как я тогда боялась и удивлялась… Каждый раз видя  его переодетого в белые одежды удивлялась, как  епископ доверяет ему участвовать в службе. А вдруг он забудется и начнет говорит сам с собой. Ни разу не случилось такого. Я так переживала за него.

      Мы с ним в одном  влечении, под одним покровом.  Мое  давнее сочувствие и моя  теперешняя  радость. Но почему  он не участвует в службе как прежде,  не видно его и среди прихожан.

     К святому причастию вытянулась живая очередь, возвращаясь на место она увидела его спускающимся  по лесенке с хоров.  Так вот в чем дело, он теперь поет, певчий. Благослови его Господь, дай Бог ему здоровья.

     Лечение верой, лечение духом, сильным поводырем.  Подростка с первого ряда стало опять слышно только после окончания службы. Первый шаг сделан. Целый час молчания во всеобщей тишине. Священник спускался к нему первому для причастия. Успокоение души.

                                            *   *   *

     Праздник, большой католический праздник. Звон колокола слышен издалека.  Войдя  за церковную, ограду она увидела звонаря в длинных одеждах . Высокий, крепкий, широкоплечий, сильные руки , на мощной голове колпак. Лицо приоткрытое чуть с боку. Глаза поглядывают на приходящих.. Увидев ее он слегка откинув голову,  сдвинул колпак и открыл все лицо, как бы говоря: это я, я, вы узнали?  Это я, Сеня.

   -Так он еще и звонарем стал, восхищенно подумала она.

   - Нет, этого не может быть, я не верю в такое преображение, мне кажется, что он все еще  бегает там на остановке туда-сюда. Или стоит в переходе и просит милостыню. Да что это такое, они все на одно лицо, что ли ? Наваждение. Дежавю. Как переводится это слово. Оно преследует меня как больные мальчики. Как хочется их всех вылечить силой духа, работой души.

     Кто бы привел. Где поводырь ? Вылечим.

 Юродивый  мечется  в переходе. Поет, рисует, рассказывает. Помогите довести  его до звонницы, до хоров, до костела. Холодная шершавая правая рука , заскорузлая как от физической надсадной работы. Неподвижная как клешня. И не слушается. Правая совсем детская и слабая. Бессильно виснет или ускользает. Я не могу довести его физически. И одного моего взгляда  малова то.

         Прохожие, все прохожие. Требуется поводырь для юродивого. Только доведите. Вылечим. Работой души. Силой духа своего, общего. И доверием, доверием епископа.

 

Татьяна Дан. г. Новосибирск. 2005 г.

ta.st@ngs.ru

 

 

Hosted by uCoz