На главную

 

УРОКИ МУЗЫКИ

    Профессор стояла возле кухонного стола и нож в ее руке стучал часто-часто. Вымытая яркая морковь рассыпалась в мелкие квадратики и продолговатые полоски. Заманчивое предложение... , Но ставить на поток выпуск своих учеников. Давать им только технику без развития их эмоционального восприятия мира Нет , я не могу себе позволить. Превратить себя в погонялу: техника, техника, техника. Хотя при всех моих усилиях ,даже при полной отдаче , настоящего мастерства добиваются немногие.Сколькими жизнями подготовлена способность музыкального мышления. Либо дано , либо не дано. . Если не готов , делать такого мастером пуп надорвешь. Если не накопилось в душе богатство собственного прочтения вещи.... . Увы. Нет , Станиславу дано , но он не концентрируется на своем , он открыт какому-то наитию , чему-то привносимому неизвестно откуда ... он в затаенном ожидании , не доверяет себе, не ищет внутри себя. В нем , в нем самом все есть. Только замкнуть круг , сосредоточиться , не ловить журавля в небе. Он не может жить только своими переживаниями , наполнять исполняемую им вещь своим звучанием. С ним очень трудно. Он решает какие-то свои внутренние проблемы. Ждет чего-то большего , что может и не прийти. Нет , техника работы пальцами это великое дело для музыканта.это его фундамент... Проблемы педагога и его проблемы быта. Профессор консерватори на пенсии чистящий крыльцо, с метлой и лопатой. Такое возможно только в нашец стране.Красивое безденежье.... .Интересно какая подработка ждет меня...всего несколько лет остается довыхода на отдых Быть может неправа я .Не призываю ли я Станислава Греса свернуть мир переживаний композитора в настроение исполнителя, не ставлю ли я его в узкие рамки , не ограничиваю ли я его. Не буду его подгонять. В сущности мне его нечему больше учить. я ему не нужна. Пусть Станислав сам осуществит свой поиск , меня ждут другие студенты, другие ученики. И ,наконец ,я должна когда-нибудь получить свободу от быта.Пусть для кого-то будет только муштра. Имею я право хоть одно лето не сидеть на грядке моркови, обеспечивая семью овощами на зиму. Мои руки летом чернеют от земли, зимой краснеют от чистки овощей и это руки музыканта.... . Как трудно смотреть только в суть явлений,Обходя внешнее их одеяние , как хочется чтобы и внешнее было достойно внутреннего содержания. Не могу без жалости смотреть на наших пенсионеров. Старики загнанные в нищету. Они по-прежнему светятся изнутри ,не пропускают ответственные экзамены , где теперь уже их ученики преподавательский состав консерватории. Нет, не только внешнее оформление жизни волнует меня ....Но и оно тоже. 8 8 8 В классе было душно.Большой мир свернутый в одно настроение , в понимание одного человека. Но так , ставится под сомнение актуальность.Будет ли созвучие с залом, слушателями. То ли они хотят услышать.Странно, двадцать лет преподаю и впервые приходят вголову эти мысли. Да и мои ли они. Скорее сами вошли без стука в полной уверенности что будут приняты. Рождаются мысли в нашей голове или просто созревает способность улавливать пространственную мысль.Мне надо оставить его наедине с самим собой .Оставить за ним право выбора, в нем готовность итти своим путем. Да, я уйду на пенсию вовремя, как положено,уступив дорогу молодым , если даже прий дется мыть пол в детской больнице напротив... я решила." * * * -" Станислав, этот композитор вам не удается. Выберите сами следующую вещь Он для вас как нечто инородное.Поначалу мне думалось вы им увлеклись.Вторая часть, где казалось бы ,уже на подступах и вот-вот вы должны раскрыться... , а все наоборот.Звуки рассыпаются Тема теряется.Вы наполнили ее своим настроением ?, своей определенной мыслью?.Композиция сама по себе , а вы сами по себе... . Не так ли ? Профессор вышла из класса. Руки лежали на клавишах фортепьяно. Глаза смотрели в ноты ,но он сам, где был он сам. Он не знал. Это состояние отсутвия с каждым разом становилось для него все больше и больше необходимым. Мама говорит , что каждая вещь должна настояться в исполнителе как вино и это верно . Но что-то подобное происходит и в пустоте , в свободе от чувств и мыслей.Чувствами мы познаем мир , но они же его и ограничивают своими возможностями. Кажется кто-то работает за меня, мое дело только отключить все свое собственное , чтобы потом отразить без малейшего искажения выплывшее из бесконечности невидимого мира готовое звучание и только произвести его руками. И если процесс произошел и мне удалось остановить поток своего сознания , тогда знаю- вещь удалась и я становлюсь ее составляющей. Откуда приходит откровение, облаченное звуком. Оно приходит само , а я становлюсь только его созвучием , его инструментом. Услышать тишину , вот чего мне не удавалось уже нtсколько недель. Много суеты , лишние друзья , мультипликация дней. Или уж слишком мне хотелось самому , найти в себе и выразить звуком свое понимание. Или я ограниченность и не могу найти именно в себе и жду только когда прийдет свыше. Или наоборот достижение человека уловить пришедшее ниоткуда, что недоступно глазам, что недоступно чувствам. Но какая моя заслуга , если не от меня . Зачем тогда наш опыт, обучение , развитие, занятия занятия, если только отрешившись ото всего приобретенного возможно найти то единственно верное , выразительное для сегодняшнего дня, что найдет отклик и у зала пустого ,и у зала полного. Нет , я не буду браться за что-то новое и не буду изводить себя поиском , кружась в круговороте собственного сознания. Надо отложить, определить путь и остановиться в тишине пространтва...... . Я чувствую они все ждут : мама , папа , Дедушка , зал. Они ждут и я уловлю живое течение момента , я должен сделать это.: уловить новое прочтение старого произведения. Что -то не вошло в меня : большое, актуальное . созревшее во времени и в пространстве; не охватило меня. Какое красивое и точное слово ВДОХНОВЕНИЕ , оно выражает воспринимаемое только шестым чувством. Вдох с высшего плана существования из мира четвертого измерения / Готовность воспринять возможна только в самозабвении при остановке потока своих мыслей. чувств, чтобы они молча склонили голову перед божественным высшим. Каждая малая система является составляющей большой ведущец системы, замкнуться в малой системе в себе, значит ограничить себя. Отказаться от руки ведущей. Столько сомнений. Зачем тогда я .... Моими руками , мной как инструментом пользуется кто....Досадно осознавать назначение самого себя- как трудно признать ,что ты не сам по себе , ачто ты ведомый и только твоя готовность склонить голову дает возможность встать на более высокую ступень. Отказаться от самого себя... Нет перейти в новый виток роста , восхождения. Подняться над тем ,что обретено , войти в высшее....оставить прежнее ради обретения будующего. *** *** *** -" Да не переживай ты, не переживай , угощу я тебя рыбкой. Ну что ты на меня смотришь. Рис бы помыла , лучок порезала.Ничего ты мне не помогаешь , Мусенька . Толь ко все смотришь что на столе новенького и тебя не обошли бы . Видишь до чего дожились: в гости со своим угощеньем ходим. Инна Петровна сахар принесет , Алла Павловна испечет булочки, я салат приготовлю. Ирина Григорьевна сама догадается .... . -" Мама , и мне салатику оставьте1. " О Боже. Баночка кальмаров на пятерых ." -"Мама, как у тебя с деньгами ?" -" .Если бы было густо, не пришлось бы опять на штурм итти." -"Готовитесь штурмовать.?" -" Да . Не по сложному варианту , но все же надо и здесь будет схитрить." _ -"Так , что же мне делать? Я вчера 27 остановок топал пешкарем и сейчас надо в три места сходить и все вразных районах города. -" Ну какой смысл искать работу за тридевять земель? Это какие транспортные расходы будут. Вот такие пироги , Мусенька ,с котятами ," "-" Куда вы сегодня? -"В консерваторию, в малый зал.Экзамен у фортепьянного отделения." -" У тебя же там приятель работает ." - " Без жалости смотреть на этого приятеля нельзя ,но выручает иногда .Я его имени даже не знаю .Примелькались за много лет вот и знакомые стали. . В пршлый раз стою возле вахтера минут 20 ,она все думает : пускать или не пускать.Вдруг кто_то обнимает меня сзади и ведет,,ведет вперед. Я не вижу кто , а вахтерша молчит и ничего, улыбается иронично ,а это он.И говорит: " Вот , женщину себе завел , сейчас чаи гонять будем.Так меня и провел. Инна Петровна студенческим коридорчиком юркнула , Алла Павловна вахтершу ягодой из сада еще летом прикормила." -" Кем он там работает этот чудаковатый ? Рояли по сцене катает ?" -"И рояли по сцене катает, и на гардеропе помогает , и люстры моет. На все руки мастер." _" И много там зрителей таких ка вы собирается? " -" Не зрителей , а слушателей. Порядочно.В основном учителя музыки из музыкальных школ и преподаватели самой консерватории , все пенсионеры ." -" Плюс геологоразведочная экспедиция и к ней примкнувшие. -" У студентов экзамен , а для нас полноценный концерт. Это Инна Петровна открыла нам такую прекрасную возможность слушать живую музыку.Она говорит музыка звучала унее в голове даже тогда ,когда она по 12 часов сидела на корточках в канаве вечной мерзлоты , отбирая пробы грунта. Все правильно , музыку сфер можно слышать тогда ,., когда земное молчит ., вдалеке от суетной жизни.А Ирина Григорьевна , послушал бы ты , что она рассказывает .На даче всю ночь ходит , просто ходит одна под звездным небом.И опять буд-то где-то далеко, далеко от человеческого жилья, от всего мирского. Один на один со всем бесконечным... Полет души человеческой ." -" Ну летайте , тем более что нахаляву А я потопал земным путем, может быть повезет хоть пару остановок проехать на халяву и мне. Салатику не забудь оставить." * * * Чаепитие было коротким , что проглотили и не заметили. Все мысли были уже в зале , в готовности воспринимать. -" А знаете , девочки , говорила Алла Павловна , в музыке есть элемент насилия все же. Позволил себе включиться и она повела. Повела через все свои страдания , восторги, разочарования беспощадно ведет и ведет , а у меня тахикардия начинается. Боюсь включаться и отдаваться полностью под ее влияние. как прежде. И концерт не могу пропустить и каждый раз боюсь ,что в кресле останется только мое тело , а сама буду унесенная музыкой." -" Ну, ну, ну до таких разговоров мы не опускаемся." -" А что бояться , уведет, значит уведет. Если уйти в другой ситуации : думая только о земном , будешь где-то совсем не далеко, возле Земли , на привязи своих забот каждодневных . Так что пусть лучше ведет в дальний полет. Такое насилие я принимаю без сожаления " -" А я , девочки, вчера видела свою первую любовь . И вспомнила строчки из стихотворения посвященного тогда ему.: " Лицо чужое ,как из троллебуса ,когда не смотрит ни на кого. Прикрыл бы хоть свое обессвеченное , когда не смотрит оно человечинами , не видеть бы мне его". Все таки случай ного ничего не бывает , хотя бы эти строчки. Он мне все про свои доходы да про свою фирму рассказывает ,а я стою и думаю какую сегодня вещь будет играть Станислав Грес. интересно . Поговорили вообщем называется . Хорошо что у нас с ним ничего не получилось.Он психологически сильне меня , превратил бы меня в добросовесную домашнюю хозяйку и в ходячий манекен для демонстрации дорогих шуб и брилиантов, то есть для демонстрации его бизнес-достижений . Жарилась бы не в редакции газеты ,а возле печки . Вот осознавала бы я тогда или нет , что меня сделали , что меня увели от себя самой . Музыка меня не уведет от самой себя это я точно знаю. -" Да-а , какой талантливый мальчик Станислав Грес.Какие у него умные руки. -" у него руки не с умом связаны ,а с сердцем, разве он играет Нет. Мне кажется я слушаю его сердце. Да и слушаем ли мы его Это что-то сверхчувственное, синтез всех чувств. Единение всего на что только способен человек. Интуитивное из области невидимого утверждается в видимом , осязаемом , воспринимаемом слухом.Хотела бы я знать какую вещь готовит он сейчас . · " Спрос рождает предложение .Что тебе хочется услышать ? " - " Ой трудно сказать , Хочется услышать совсем мало известную вещь. " · - " Интересно , что сильнее: его желание исполнять или наше желание слушать? " · -" Думаю процесс обоюдный . И мы помогаем -ожиданием своим, побуждая его , Он и не подозревает , что связан с нами пространственно единой волной. Горячее желание слушателя будет непременным заказом для исполнителя " · - " Да, без талантливых слушателей , не возможно рождение и талантливых музыкантов.Если хотите еще строчка , Еще строчка из моей юности : И тихо лили музыку в пустоту , не выключали радио , чтоб музыка молчала ." · - " Ты унас , Тамара Александровна, сегодня в ударе . " · -" Станислав Грес играет на наших душах. Не прощу себе если пропущу его выступление." -«ТыТы за пульс держишься, когда он играет, а я перед его выходом свои аккупунктурные точки помощи вспоминаю. Надо ведь те вспомнить чтоб и в доступных, и в приличных местах были А то скажут бабка с ума спятила, что она там у себя копается « -« Ой не смеши ради бога, вспомним на концерте про твои неприличные места хохотунчик заберет. Выведут веселую кампанию безбилетников на чистую воду.» О малой гостиной филармонии нам даже мечтать не приходится. Там такой цербер на воротах стоит. Но если пропустит, то присесть то негде и выстоять не выстоим.Завязано. Одна надежда на предварительное прослушивани в малом зале консерватории, но кто бы нам сообщил об этом событии.» -« Я придумала как можно Ирину Григорьевну провести сегодня: в большом зале будет концерт по абонементам. Я ей дам свой абонемент она там через студенческий коридорчик в малый зал прошмыгнет.» -« В гардеропе то как она потом оденется? « -« Мы на что? Мы с улицы зайдем за ее пальто « -« Нет , ребята , оставьте. Я в такие игры не играю. Мне смешно слушать ваши почти детективные истории о нелегальных проникновениях в залы. Мне хватает абонемента в Большой зал филармонии. Что вам эти мальчишки и девчонки - студенты.? В Большом зале выступают настоящие музыканты , приезжают из других стран, всегда при полном зале приличной публики . Бегаете как в молодости по заборным карточкам да по входным билетикам: одно место на двоих.Сидите на ступеньках , потом почки болят.Не обижайтесь , но смешно , на седьмом то десятке.» _» Ладно. Мы не обижаемся. Расскажи лучше как тебя музыка вывела из тайги к нашему лагерю . Тамара еще не слышала.» -“Мы потеряли надежду на ее возвращение / Наступила ночь. -« Я слышала ваши выстрелы , но от скалистых обнажений звук отражался и я немогла правильно выбрать направление.Вышла на старую коллею и пыталась вспомнить как он а была сориентирована. Устала перелазить через вывороченные бульдозером деревья и села на корни. Не думала ни о чем ,сосзнание было просто пусто от каких-либо мыслей. Подумала о вас и... увидела как вы сидите сейчас в палатке и из транзисторного приемника льется мелодия , ,услышала музыку . Потом встала и пошла. Откуда то дорожка между холмов появилась и небо очистилось от облаков, шла на мелодию , потом по звездам , потом услышала лай нашего Партизана , далеко меня встречал…. -« И что самое интересное, только вышла итут же спрашивает: по радио играли отрывок из Шахерезады ? Мы обалдели : да, где то с час назад , Римского-Корсакова . Партизан стремительно выскочил из палатки имы сразу поняли =к тебе навстречу побежал Представляешь .как она могла услышать музыку. за час ходьбы от лагеря» -« Да, музыка звучала нам и в тайге. В тайге , в тишине, в безмолвии. Когда земное молчит , высшее звучит. -"Ты нас должна понять, Ирина Григорьевна ,неужели ты утратила острое чувство первооткрывателя.Совершить открытие. Двоякое открытие : и молодую поросль разглядеть , и оценить свои способности восприятия ее.Двоякий акт творчества." -"Обостренная восприимчивость юности -и музыкальная идея облекается звуками .Уловить незримое , безмолвное и перенести в мир видимый.... озвучить. Энергии звука насыщают пространственный эфир , но вся полнота диапазона не доступна слуху чело века и только кто-то , освободив свое сознание от земного включает в его орбиту постигаемое." -"Музыкальная идея облекается звуками , мы испытываваем ее незримое воздействие и испытываем себя в отклике души." -" Сила воздействия музыки в созвучии с сущностью заключенной в ней. Юность созвучна: она улавливает эту актуальность и передает ее залу. Мальчики и девочки демонстрируют широту вмещения сознания .Здесь путь истинно духовного развития. " -"О-о в какие глубины вас затянуло. И все же на общепризнанные таланты идешь и знаешь не разочаруешься А открытия так редки ." -" Лучше ,Тамара Александровна , покажи ка ты нам своих кукол . Ты продолжаешь их делать ? Тогда на выставке на Дне города в толкучке мы их плохо разглядели ." -" Скоморохи. почему именно скоморохи ? Почему не барышни в красивых нарядах ? ". -" Трудно сказать почему .Наверное сильные впечатления детства , была какая-то книжка.... . А кукол я больше не делаю. мне не угнаться за молодыми мастерами.Вот , остался только выставочный фонд- остальное что купили , что раздарила." -" Ба . Вот это да. Смотри ,Инна Петровна , смотри на этого скомороха .... Ну-ну же , узнаешь ? Эх , Тамара Александровна , а говоришь не делешь больше кукол. Ну вмастила. Это же вылитый Афанасий Чупин." -" Точно , точно до меня сразу не дошло кого он мне напоминает.Много раз смотрела ее кукол....Действительно одно лицо .Рассказывай , ты его рисовала с натуры? " -" Да вы что . эта кукла сделана лет пять назад . Мы тогда его еще не открыли , нашего Афанасия. Удивительно и правда одно лицо." -" Афанасий Чупин , наше крупное открытие. Помните : конкурс юнных скрипачей , кокурсанты из разных стран , такие все нарядные , настроенные и среди них буд-то случайный мальчик стоит: то-ли слушатель то-ли наблюдатель.Лукавый взгляд большущих глазищ .Того и гляди что-нибудь выкинет, хлопот необерешься.светлые волосы колечками до плеч .Смотрит на все и усмехается .В фойе перед залом он ну совсем не был похож на готового выступать. Смотрю на него, ну и мальчишка: Небрежность скомороха , развязность шута и смешливость клоуна.И на сцену вышел какой-то клоунской походкой . И голова-как мама утром причесала так и пошел на целый день и без вся кой там курточки сшитой на за каз по случаю события. Только он и скрипка. Да еще ироничная усмешка : Я вам сыграю, а вы поймете ли мою песню . -" Заиграл , и больше не надо было никаких слов. Мы посмотрели друг на друга и наши глаза сказали обо всем сами. Мы были уверены что первое место достанется ему. Однако , жюри решило по-своему , не справедливо решило." -"За то на следующий год отказать ему в первенстве было просто неприлично для жюри. Афанасий очень интересный челоаек , в нем нет ничего сегодняшнего традиционного. Он вышел откуда -то из глубины нашей памяти. Он сама загадка многовековой истории скоморошества на Руси, он из какого-то старинного роду скоморошичьего .А ведь скоморохи то слыли и колдунами и лекарями и чудилами и лицедеями. Вы обратили внимание как он смотрит на зал , на слушателей.Он усмехается , он испытывает нас : Нет , я не шут , я скрипач . Я вам сыграю , но вы пой мете ли мою песню . Он еще нас оценивает. Он готов произвести впечатление , но ему всеравно какое. Он сам не знает , что он в себе несет , какой груз наследства прошлых жизней. Подсознание скрытое за сознанием ." -" Мне иногда кажется , что скрипка случайный предмет в его руках , ему бы в дуду дудеть. Но стоит заиграть на скрипке и шутовской колпак снят , шапка невидимка исчезла , куда исчезли дуделки и свиристелки. Яжду его выступлений и боюсь , за себя ,боюсь . Его игра действительно может увести. " за реальный мир. " - " Слушай те , с вами что-то происходит. Вы просто ходячие духи. и вам лучше не углубляться , чтобы не потерять связь с зеилей." " - С НАМИ ВСЕМИ ЧТО-ТО ПРОИСХОДИТ . Мы все стоим на пороге обновления мира. Только надо быть готовым Чтобы войти в него. Человечеству уже продемонстрировано было , что такое библейский потоп." -" Да, и спасается кто как может. Кто на золотом унитазе , кто в концертном зале. -" Ха-Ха .О всемирном потопе , я читала , говорят о нем из покон веков.Это страх человека перед непознанным ." -" Если кто не готов к переходу в обновленный мир, с ним спорить бесполезно " -" Девочки, мы увлеклись и уже опаздываем ." * * * Мы так долго ждали, так многого хотели . Быть может мы перегорели раньше времени за долго до концерта. -" Ну что какие еще мысли по поводу..... .? -" Хорошо , что мы Ирину не уговорили итти с нами. "- "Здесь что-то произошло , что- надо осмыслить , Возможно мы действительно перегорели в ожидании . -" Нет , знаете , он играл ну совсем не концертную вещь. Возможно, он и демонстрировал виртуозность исполнения Но сама вещь настолько неинтересная для слушателя , не концертная это вещь , не для широкой публики. " -" И какой композитор? Я впервые слышу. Впечатление , что нам выдали сугубо учебную вещь, написанную только для музыкантов , для их муштры . Не ожидали такого сюрприза. И на большую сцену выдать учебную программу? Или это Афанасий над нами посмеялся : А-А , не поняли. В его лукавой улыбке сидит эта фраза" -" Нет , нет . Здесь что-то другое.Я , когда только подходили к консерватории , поймала себя на мысли , а не рано ли мальчикам возлежать на лаврах и , уходя под бурю аплодисментов , становиться довольными собой. Ведь так можно остановиться в своем развитии. И ведь не зря мне в голову пришла эта мысль." - Да-да , по -моему здесь педагогический маневр , мудрость педагога. После исполнения этой наискучнейшей композиции в аплодисментах не утонешь. Свои оценят и достаточно для мальчика. Чтобы не давлело над ним его лицедейство. Ему нужно увлечение музыкой , а не получение удовольствия от своей способности владеть залом. Работа." -" Ну что,... нам опять остается ожидание и , конечно же , оно будет благотворным и для него. Ведь мы побуждаем его к творчеству своим желанием слушать.." -" Не его , а их . Теперь приближается концерт Станислава Греса ." -" Интересные ребята и очень разные даже внешне. Если Станислав сама традиционность , день сегодняшний ; чувсвуете: сегодняшние мысли и образы , то Афанасий из прошлого , из глубины, сплошные ассоциации.....уносит куда-то в глубь веков . * * * -"Сидим? Неужели мы сидим . И не на ступеньках , и теперь уже никто не выгонет , во всяком случае до перерыва . -" Станислав Грес в первом отделении , нам повезло. Только бы ничего не изменили. и без педагогических сюрпризов. " Тишина зала перед концертом.Молчание ожидания . Уход от суеты в себя , уединение..Долгожданная готовность погружения . Черный загадочный рояль. Готовность звучать и готовность воспринимать звуки. · * * * Совершилось . -" Я стою перед залом , зал аплодирует .Они аплодируют мне . Но это не я. создал.... Я только уловил музыку сфер ,я уловил то ,что за горизонтом .Моя заслуга только в тои ,что я услышал Бога. Их заслуга , что они его услышали тоже. И мне хочется аплодировать залу.как они аплодируют мне. " Гениальность - это способность уловить пространственную вневременную мысль или очарование музыки .

Татьяна Данилова. г. Новосибирск

ta.st@ngs.ru

Hosted by uCoz